Детский сад

Государственное учреждение образования

«Детский сад №45 г.Гомеля»

Официально

В данном разделе находится официальная информация.

Дополнительную информацию можно получить по следующим ссылкам:

http://president.gov.by – Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь

http://www.belarus.by – Официальный сайт Республики Беларусь

http://www.pravo.by – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

http://www.gorod.gomel.by  – Гомельский городской исполнительный комитет

http://novobel.gov.by — Администрация Новобелицкого района г.Гомеля 

http://edu.gov.by – Министерство образования Республики Беларусь

https://dadomu.by/page/natsionalnyiy_tsentr_usyinovleniya_ntsu – учреждение «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь»

http://mir.pravo.by – Детский правовой сайт

http://bezopasnoe.by — Детский сайт о безопасности и не только

ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ №18

Декрет № 5

Положение о приемной семье

Положение о порядке организации работы по установлению опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Базовое право любого ребенка – это право на стабильную семью. Семья – непреходящая ценность как для самого ребенка, так и для общества в целом.

       Социальное сиротство – это признак неблагополучия общества и, как явление, должно быть изжито в реально обозримом будущем. Именно такая цель сформулирована Главой государства на Всебелорусском народном собрании и в Послании к белорусскому народу.

Охрана детства является главным институтом, целью которого является поддержания благополучия и безопасности детей.

Государственная политика Республики Беларусь  в области охраны детства

             В Республике Беларусь охрана детства – одно из приоритетных направлений деятельности государства. Права и законные интересы детей Беларуси закреплены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, Законе Республики Беларусь ― О правах ребенка, Программе демографической безопасности на 2011-2015 годы, Национальном плане действия по улучшению положения детей и охране их прав в Республике Беларусь и других документах.

           С  начала 90-х гг. в Республике Беларусь был начат активный законотворческий процесс, в том числе в целях регламентации в национальном законодательстве правового механизма, направленного на обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей. В 1991—1992 гг. были приняты законы «Об образовании в Республике Беларусь», «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь, «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», «О гражданстве Республики Беларусь», «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь».

          В 1993 г. в Беларуси — первой среди республик бывшего Союза ССР — был принят закон «О правах ребенка», который стал своего рода национальной декларацией прав ребенка. На законодательном уровне был закреплен правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта права, установлены принципы государственной политики, а также регламентированы обязанности государственных органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение надлежащих условий реализации прав детей. Помимо мер правового регулирования деятельности государственных структур по проведению в жизнь политики государства в отношении детей в республике на уровне исполнительной власти были приняты некоторые меры в области социальной защиты семей с детьми и, в частности, утверждены Основные направления государственной семейной политики. Однако, несмотря на законодательно обеспеченные основы правового механизма, утвержденный в апреле 1995 г. Национальный план действий по охране прав ребенка на 1995—2000 гг., созданную в 1996 г. Национальную комиссию по правам ребенка, утвержденные указами Президента Республики Беларусь «Основные направления государственной семейной политики» и программу «Дети Беларуси», реальное положение дел свидетельствует о том, что в Беларуси еще не сформирован механизм реализации государственной политики в области защиты прав и законных интересов детей, обеспечения их выживания и развития.

            Создание правового механизма по защите детства невозможно без наличия слаженной работы государственных органов, которые реализовывали бы положения Конвенции о правах ребенка, Закона «О правах ребенка», других национальных документов и обеспечили бы охрану прав детей в стране. Одним из таких органов стала Национальная комиссия по правам ребенка при Совете Министров Республики Беларусь. В ее состав вошли представители Правительства, Парламента, Администрации Президента, министерств, иных республиканских органов управления, облисполкомов, Минского горисполкома, ученые. На Национальную комиссию как высший государственно-общественный орган страны по охране прав детей возложена функция координации государственной политики страны в отношении детей. Решения комиссии обязательны для выполнения всеми государственными органами и общественными организациями. Ряд важнейших государственных функций по охране прав детей осуществляет Министерство образования.

             Приказом от 14 декабря 1999 г. утверждено «Положение об органах охраны детства в ‘Республике Беларусь». Основными задачами органов охраны детства являются: социально-правовая защита прав и интересов детей; социально-психологическая помощь семьям и детям из группы риска с целью сохранения детей в семье; осуществление представительства по защите прав детей; жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей; социальная и психологическая поддержка детей с особенностями психофизического развития и детей, оказавшихся в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях. Права детей и их защита обеспечиваются органами опеки и попечительства, комиссиями (инспекциями) по делам несовершеннолетних, прокуратурой и судом, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты интересов детей. В Республике Беларусь осуществление функций по охране детства возлагается на управления, отделы образования областных, районных и городских исполнительных и распорядительных органов, их отделы (секторы) по охране детства, социальных педагогов учреждений системы образования. Принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» стал серьезным шагом в систематизации работы по защите прав и законных интересов детей, повышении ответственности родителей за воспитание детей. Только Министерство образования разработало и внесло изменения в 8 актов законодательства, обусловленных данным Декретом. В связи с этим необходимо обратить внимание на утвержденные в 2006 году Положение о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите и Положение о порядке предоставления детям статуса детей, оставшихся без попечения родителей, утраты этого статуса и возврата таких детей родителям. Можно сказать, что создана правовая основа для организации работы с детьми, нуждающимися в помощи и защите государства, на качественно ином, более высоком уровне. Указ Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 675 значительно повысил статус, расширил функции и полномочия Национальной комиссии по правам ребенка. Вводятся уполномоченные Комиссии в каждой области и в г.Минске, которые должны осуществлять прием по вопросам защиты прав и законных интересов детей. В 2006 году значительно обновилось законодательство, регламентирующее защиту прав детей-сирот. Принят целый ряд правовых актов, обеспечивающих реализацию Закона Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Этими документами установлен порядок материального обеспечения детей-сирот, закрепления за ними жилья, обеспечения их «Едиными билетами» и другое. Министерство образования активно сотрудничало с другими республиканскими органами по решению жилищной проблемы детей-сирот, что нашло свое отражение в проектах указов Главы государства и Жилищного кодекса. Значительно расширилась группа детей сиротской категории, имеющая право на получение социального жилья, определен четкий порядок и сроки его предоставления. Также приняты новые нормативные правовые акты, регламентирующие усыновление, установление опеки и попечительства, функционирования детских домов, в том числе семейного типа, приемных семей, детских деревень, которые позволят улучшить условия для жизни и воспитания детей в названных учреждениях и семьях. 

Закон РБ «О правах ребёнка»

Каждый ребенок имеет неотъемлемое:

— право на жизнь (ст. 4),

— право на достойный уровень жизни (ст. 8),

— право на здоровое развитие, на охрану и укрепление здоровья (ст. 5),

— важное положение о недискриминации детей содержится в статье 6, согласно которой все дети имеют равные права «независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей»,

— закон гарантирует ребенку право на гражданство (ст. 7),

— на имя (ст. 20),

— на защиту чести и достоинства (ст. 27),

— на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, от посягательства на тайну корреспонденции (ст. 28),

— на свободу объединений (ст. 26),

— на определение отношения к религии (ст. 10),

— немаловажное значение имеет закрепленное за ребенком право на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение, при этом особо подчеркивается право каждого ребенка, способного формулировать свои взгляды, свободно их выражать по всем затрагивающим его вопросам, причем взглядам ребенка должно уделяться надлежащее внимание в соответствии с его возрастом (ст. 11),

— гарантированное статьей 11 право ребенка на получение, хранение и распространение информации дополняется правом на защиту от информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию (ст. 22(2)),

— согласно Закону государство должно обеспечивать неприкосновенность личности ребенка, предоставить ему защиту от всех форм насилия и эксплуатации (ст. 9). При этом лица, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического или психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его здоровью и развитию, обязаны немедленно сообщить об этом в компетентный государственный орган (ст. 9(3)),

— в законе регулируются права ребенка в семье или в альтернативной окружающей обстановке и связанные с этим правоотношения: право на проживание в семье (ст. 15),

— ответственность семьи за ребенка (ст.17),

— право на социальную защиту семьи государством (ст. 21),

— права ребенка, проживающего отдельно от родителей (ст. 16), оставшегося без попечения родителей (ст.ст. 29, 30),

— право на жилище, на имущество (стст. 18, 19),

— отдельно закреплены права детей на труд (ст. 24),

— отдых (ст. 25),

— образование (ст. 23),

— на приобщение к национальной и мировой культуре (ст. 22),

— законом регламентируются также права ребенка в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях: права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития (ст. 31),

— права детей, пострадавших от стихийных бедствий, аварий и катастроф (ст. 32),

— право на неучастие в вооруженных конфликтах (ст. 33),

— права детей-беженцев (ст. 34),

— права ребенка при привлечении его к ответственности (ст. 35),

— соблюдение прав ребенка в специальных воспитательных учреждениях (ст. 36),

— право на защиту от насильственного перемещения, похищения, торговли в любых целях и форме (ст. 37).

Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия.

В соответствии со ст.9 Закона «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия. Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей или лиц, их заменяющих, и родственников, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми или совершению действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера.

Право на жизнь в семье.

Право на жизнь в семье каждого ребенка закрепляет ст.15 Закона «О правах ребенка»: «Каждый ребенок имеет право жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка». В соответствии со ст.185 КоБС РБ все дети имеют право на жизнь в семье в кругу родителей и родственников, на их заботу и внимание. Право детей на заботу и внимание со стороны матери и отца является равным независимо от совместного или раздельного проживания родителей. При раздельном проживании родителей ребенок по достижении десяти лет вправе выбрать, с кем из родителей он будет проживать.

Свободу и безопасность.

В соответствии со ст.4 Закона «О правах ребенка» государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств. Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, не допускается. Данное положение содержится и в иных нормативных актах Республики Беларусь. Так, в соответствии со ст.58 Уголовного Кодекса Республики Беларусь лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет, не может быть назначена смертная казнь, а в соответствии со ст.58 УК РБ – и пожизненное заключение.

Право детей на охрану здоровья.

В соответствии со ст.184 КоБС РБ все дети имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь со стороны государства. Они находятся под диспансерным наблюдением в государственных учреждениях здравоохранения. В соответствии со ст.5 Закона «О правах ребенка» каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья.

Право несовершеннолетних на участие в трудовой деятельности.

Ст.24 Закона «О правах ребенка» устанавливает, что ребенок имеет право на получение профессии, участие в самостоятельной трудовой деятельности в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья и профессиональной подготовкой. Согласно трудовому законодательству осуществлять трудовую деятельность в нашей стране (т.е. трудиться по найму на основании заключѐнного трудового договора) вправе граждане, достигшие, по общему правилу, 16-летнего возраста, а при определѐнных условиях – 14-летнего возраста. Ребѐнок при этом реализует своѐ право на труд с ограничениями, обусловленными не только вредными и (или) опасными условиями труда (как это указано в Законе), но и необходимостью сохранения здоровья (физического, психического), а также приоритетом образования, воспитания, общего развития над трудовой деятельностью. В связи с этим трудовым законодательством наложены дополнительные обязанности в отношении несовершеннолетних работников на нанимателей, которыми могут быть как организации (вне зависимости от формы собственности, организационно- правовой формы), так и физические лица – индивидуальные предприниматели и граждане, не являющиеся таковыми, но достигшие совершеннолетия. Запрещается применение труда ребенка на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, подземных и горных работах, а также на иных работах, вредных для его здоровья и развития или наносящих ущерб посещаемости общеобразовательной школы.

Информация для родителей

    Ответственность за ненадлежащее воспитание детей – это мера государственно – принудительного характера, применяемая к родителям и заменяющим их лицам, виновно нарушившим обязанности по воспитанию, влекущая неблагоприятные последствия для родителей и основанная на государственном и общественном осуждении их поведения, направленная на охрану прав и интересов ребенка.

   Статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность за которое наступает после достижения этого возраста. Санкция данной статьи предусматривает наложение взыскания в виде штрафа в размере до десяти базовых величин.   Для тех родителей, кто не выполняет свои обязанности, безразличен к безопасности своих детей, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях дополнен статьей 17.13 «Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища». Соответствующее правонарушение влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин, а то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, — наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

   В соответствии со ст. 942 Гражданского кодекса Республики Беларусь за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун. Обязанность родителей по возмещению вреда не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получения им имущества, достаточного для возмещения вреда.

Ответственность родителей за воспитание детей

   Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри — семейные… Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом»… Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Сегодня права детей не редко нарушаются родителями. Между тем, забота о детях — это важнейшая обязанность родителей. В случае невыполнения родителями или лицами их заменяющими, своих обязанностей по отношению к ребенку, а также в случае ненадлежащего их выполнения к ним могут быть применены меры правовой ответственности. Действующее законодательство предусматривает различные меры ответственности родителей и лиц их заменяющих: семейную, административную, гражданскую, уголовную.

   Семейно-правовая ответственность: Родители обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе (ст. 75 КоБС).

   Родители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей. Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе, если ребенок находится в социально опасном положении. Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:

· не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);

· ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;

· лица, принимающие участие в воспитании и со держании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья (ст. 67 КоБС).

Какие административные наказания могут применяться к родителям?

К родителям применяют административные меры (объявить предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):

· невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до 16 лет деяния, содержащего признаки правонарушения (ст.9.4. КоАП);

· за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения (18.23. КоАП);

· за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений (17.3. КоАП).

В каких случаях родители несут уголовную ответственность?

· за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ (ст. 173 УК);

· за вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (ст. 173 УК);

· за уклонение от уплаты средств на содержание детей (ст. 174 УК).

Кто и при каких обстоятельствах может лишить родителей родительских прав или ограничить их в правах? 

Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они (ст. 80 КоБС): уклоняются от выполнения обязанное родителей, в том числе уклоняются от уплаты алиментов; злоупотребляют родительскими правами и т.д.

При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью комиссия по делам несовершеннолетних выносит решение об отобрании выполняя функции органов опеки и попечительства. С учетом интересов ребенка суд может отобрать ребенка у родителей без лишения родительских прав (ограничение родительских прав).

Что влечет за собой лишение родительских прав? Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка (ст. 82 КоБС).

Права и обязанности родителей своими корнями уходят в область нравственности. Чем прочнее моральный фундамент бережного отношение родителей к своим несовершеннолетним детям тем больше оснований считать, что с выполнением, как родительских прав, так и родительски: обязанностей все будет обстоять благополучно. 

1. Родителями не  удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей) родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения) 
 
2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вслед
в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях 
 2 Критерии социально опасного положения Показатели социально опасного положения   ствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления  в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок  (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности 
 
3. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей) 
в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему 

Охрана детства является главным институтом, целью которого является поддержания благополучия и безопасности детей.

Государственная политика Республики Беларусь  в области охраны детства

В Республике Беларусь охрана детства – одно из приоритетных направлений деятельности государства. Права и законные интересы детей Беларуси закреплены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, Законе Республики Беларусь «О правах ребенка», Национальном плане действия по улучшению положения детей и охране их прав в Республике Беларусь и других документах. С начала 90-х гг. в Республике Беларусь был начат активный законотворческий процесс, в том числе в целях регламентации в национальном законодательстве правового механизма, направленного на обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей. В 1991—1992 гг. были приняты законы «Об образовании в Республике Беларусь», «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь, «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», «О гражданстве Республики Беларусь», «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь». В 1993 г. в Беларуси — первой среди республик бывшего Союза ССР — был принят закон «О правах ребенка», который стал своего рода национальной декларацией прав ребенка. На законодательном уровне был закреплен правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта права, установлены принципы государственной политики, а также регламентированы обязанности государственных органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение надлежащих условий реализации прав детей. Помимо мер правового регулирования деятельности государственных структур по проведению в жизнь политики государства в отношении детей в республике на уровне исполнительной власти были приняты некоторые меры в области социальной защиты семей с детьми и, в частности, утверждены Основные направления государственной семейной политики. Однако, несмотря на законодательно обеспеченные основы правового механизма, утвержденный в апреле 1995 г. Национальный план действий по охране прав ребенка на 1995—2000 гг., созданную в 1996 г. Национальную комиссию по правам ребенка, утвержденные указами Президента Республики Беларусь «Основные направления государственной семейной политики» и программу «Дети Беларуси», реальное положение дел свидетельствует о том, что в Беларуси еще не сформирован механизм реализации государственной политики в области защиты прав и законных интересов детей, обеспечения их выживания и развития. Создание правового механизма по защите детства невозможно без наличия слаженной работы государственных органов, которые реализовывали бы положения Конвенции о правах ребенка, Закона «О правах ребенка», других национальных документов и обеспечили бы охрану прав детей в стране. Одним из таких органов стала Национальная комиссия по правам ребенка при Совете Министров Республики Беларусь. В ее состав вошли представители Правительства, Парламента, Администрации Президента, министерств, иных республиканских органов управления, облисполкомов, Минского горисполкома, ученые. На Национальную комиссию как высший государственно-общественный орган страны по охране прав детей возложена функция координации государственной политики страны в отношении детей. Решения комиссии обязательны для выполнения всеми государственными органами и общественными организациями. Ряд важнейших государственных функций по охране прав детей осуществляет Министерство образования. Приказом от 14 декабря 1999 г. утверждено «Положение об органах охраны детства в Республике Беларусь». Основными задачами органов охраны детства являются: социально-правовая защита прав и интересов детей; социально-психологическая помощь семьям и детям из группы риска с целью сохранения детей в семье; осуществление представительства по защите прав детей; жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей; социальная и психологическая поддержка детей с особенностями психофизического развития и детей, оказавшихся в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях. Права детей и их защита обеспечиваются органами опеки и попечительства, комиссиями (инспекциями) по делам несовершеннолетних, прокуратурой и судом, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты интересов детей. В Республике Беларусь осуществление функций по охране детства возлагается на управления, отделы образования областных, районных и городских исполнительных и распорядительных органов, их отделы (секторы) по охране детства, социальных педагогов учреждений системы образования. Принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» стал серьезным шагом в систематизации работы по защите прав и законных интересов детей, повышении ответственности родителей за воспитание детей. Только Министерство образования разработало и внесло изменения в 8 актов законодательства, обусловленных данным Декретом. В связи с этим необходимо обратить внимание на утвержденные в 2006 году Положение о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите и Положение о порядке предоставления детям статуса детей, оставшихся без попечения родителей, утраты этого статуса и возврата таких детей родителям. Можно сказать, что создана правовая основа для организации работы с детьми, нуждающимися в помощи и защите государства, на качественно ином, более высоком уровне. Указ Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 675 значительно повысил статус, расширил функции и полномочия Национальной комиссии по правам ребенка. Вводятся уполномоченные Комиссии в каждой области и в г.Минске, которые должны осуществлять прием по вопросам защиты прав и законных интересов детей. В 2006 году значительно обновилось законодательство, регламентирующее защиту прав детей-сирот. Принят целый ряд правовых актов, обеспечивающих реализацию Закона Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Этими документами установлен порядок материального обеспечения детей-сирот, закрепления за ними жилья, обеспечения их «Едиными билетами» и другое. Министерство образования активно сотрудничало с другими республиканскими органами по решению жилищной проблемы детей-сирот, что нашло свое отражение в проектах указов Главы государства и Жилищного кодекса. Значительно расширилась группа детей сиротской категории, имеющая право на получение социального жилья, определен четкий порядок и сроки его предоставления. Также приняты новые нормативные правовые акты, регламентирующие усыновление, установление опеки и попечительства, функционирования детских домов, в том числе семейного типа, приемных семей, детских деревень, которые позволят улучшить условия для жизни и воспитания детей в названных учреждениях и семьях. Например, уменьшена наполняемость детских домов; устройство ребенка в группу осуществляется с учетом его родственных связей и допускает возможность его перехода в другую группу по желанию; установлена возможность для проживания в детском доме учащимся ПТУ, ССУЗов и студентам ВУЗов, за которыми сохраняется до 18 лет статус воспитанника детского дома, а после 18 лет эти молодые люди могут проживать в отделениях постинтернатной адаптации, создаваемых в структуре детского дома. Установлен Правительством и новый порядок обучения и воспитания учащихся и воспитанников, находящихся в санаторно-курортных или оздоровительных организациях. Принципы государственной политики в области прав ребенка закреплены в Законе РБ «О правах ребѐнка» (ст. 3).

Вы оказались в кризисной ситуации, Вам всегда готовы оказать помощь:

— сотрудники органов внутренних дел (телефон 102);

— учреждение «Гомельский городской центр социального обслуживания семьи и детей» (круглосуточный телефон экстренной психологической помощи 170);

— учреждение «Гомельская областная клиническая психиотрическая больница» (звонок анонимный 35-91-91);

— в учреждении «ГОКПБ» работает детское отделение, 2 отделения дневного пребывания, где можно получить помощь, в том числе анонимную.

Адрес: Гомель, ул. Добрушская, 1   телефон 35-62-73

Круглосуточный телефон доверия для детей и подростков Минского городского клинического детского психиатрического диспансера:

+375 17 263 03 03

Разговор анонимный и конфиденциальный.

Кодекс Республики Беларусь об Образовании
Статья 79. Прекращение образовательных отношений

1. Основанием для прекращения образовательных отношений (отчисления) является решение руководителя учреждения образования (руководителя организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, руководителя иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуального предпринимателя, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) об отчислении.

Если для возникновения образовательных отношений необходимо заключение договора, то при досрочном прекращении образовательных отношений по инициативе обучающегося (законного представителя несовершеннолетнего обучающегося) решению руководителя учреждения образования (руководителя организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, руководителя иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуального предпринимателя, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) об отчислении предшествует расторжение договора.

2. Образовательные отношения прекращаются:

2.1. в связи с получением образования;

2.2. досрочно.

3. Образовательные отношения прекращаются досрочно:

3.1. по инициативе обучающегося, законного представителя несовершеннолетнего обучающегося;

3.2. по инициативе учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

3.3. по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося, учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

4. Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося, законного представителя несовершеннолетнего обучающегося осуществляется:

4.1. в случае перевода обучающегося в другое учреждение образования (организацию, реализующую образовательные программы послевузовского образования);

4.2. по собственному желанию.

5. Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, осуществляется в случае:

5.1. неуспеваемости по трем и более учебным предметам (учебным дисциплинам, практике), за исключением лиц, осваивающих содержание образовательной программы начального образования, образовательной программы базового образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, не прошедших итоговую аттестацию за период получения общего базового образования при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования;

5.2. невыполнения учебной программы по отдельным видам спорта, использования методов, веществ, способствующих повышению работоспособности и запрещенных для использования законодательством и (или) решениями Международного олимпийского комитета, иных соответствующих международных организаций, нарушения спортивного режима, а также в связи с ухудшением состояния здоровья, препятствующим продолжению занятий избранным видом спорта (для учащихся средних школ – училищ олимпийского резерва, осваивающих содержание образовательных программ общего среднего образования);

5.3. невыполнения индивидуального плана работы магистранта (аспиранта, адъюнкта, докторанта, соискателя);

5.4. неликвидации академической задолженности в установленные сроки;

5.5. непрохождения итоговой аттестации без уважительных причин;

5.6. длительного отсутствия (более тридцати дней, а для лиц, осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых (за исключением лиц, осваивающих содержание образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование), более трех дней) без уважительных причин на учебных занятиях (занятиях) в течение учебного года;

5.7. невнесения платы за обучение в сроки, предусмотренные актами законодательства или соглашением сторон;

5.8. систематического (повторного в течение учебного года) неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей обучающимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания;

5.9. неявки обучающегося на учебные занятия (занятия) по истечении одного года с даты увольнения со срочной военной службы в запас или отставку.

6. Досрочное прекращение образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося, учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, осуществляется в случае:

6.1. ликвидации учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

6.2. аннулирования, прекращения действия специального разрешения (лицензии) на образовательную деятельность, в том числе по обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих образовательную деятельность;

6.3. ликвидации обособленных подразделений, реорганизации учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, при отсутствии согласия обучающегося на продолжение образовательных отношений;

6.4. вступления в законную силу приговора суда, которым обучающийся осужден к наказанию, исключающему продолжение получения образования;

6.5. смерти обучающегося.

7. При досрочном прекращении образовательных отношений выдается справка об обучении в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

8. Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения образования с несовершеннолетним обучающимся, осваивающим содержание образовательной программы среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, допускается только с уведомления соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распорядительного органа, а с несовершеннолетним обучающимся, осваивающим содержание одного из видов образовательных программ общего среднего образования и не освоившим содержание образовательной программы базового образования, досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения образования допускается только с согласия соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распорядительного органа.

9. При прекращении образовательных отношений по основаниям, предусмотренным подпунктом 5.2 пункта 5 настоящей статьи, руководитель средней школы – училища олимпийского резерва обязан принять меры по обеспечению перевода учащегося в другое учреждение образования, реализующее образовательные программы общего среднего образования.

10. Порядок и основания для перевода обучающегося из одного учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, в другое учреждение образования, организацию, реализующую образовательные программы послевузовского образования, а также порядок отчисления обучающегося из учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

Учреждение образования, организация, реализующая образовательные программы послевузовского образования, не вправе препятствовать переводу обучающегося, изъявившего желание перевестись в другое учреждение образования, организацию, реализующую образовательные программы послевузовского образования, и получившего согласие этого учреждения образования, этой организации.

11. Отчисление лиц, получающих образование по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных законодательством о прохождении соответствующей службы.

Обязанности воспитателя группы

в рамках выполнения Декрета Президента

«О дополнительных мерах по государственной

защите несовершеннолетних в неблагополучных семьях»

  от 24.11.2006 г №18

1. Обследует все семьи воспитанников группы для составления социального паспорта группы, учреждения образования.

2. Выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, работает по индивидуальному плану с семьями.

3. Выявляет нарушения прав и интересов детей и дает информацию педагогу-психологу о социально опасном положении несовершеннолетнего.

4. Участвует в социальном расследовании и составлении Плана помощи несовершеннолетнему и Плана по защите прав несовершеннолетнего.

5. Участвует в реализации Планов в соответствии с функциональными обязанностями: посещает семьи, дает рекомендации по вопросам воспитания и обучения, контролирует их выполнение, ведет соответствующие записи – дневник наблюдений, письменные заключения, письменные рекомендации, акты.

6. Информирует педагога-психолога об изменениях в семье и поведении ребенка, обсуждает с ним предполагаемые действия.

7. Участвует в принятии решения по судьбе несовершеннолетнего, выносит вопросы по детям, оказавшимся в социально опасном положении на Совет профилактики.

8. Несет ответственность за несвоевременность выявления семейного неблагополучия, за достоверность и конфиденциальность информации.

9. Принимает участие в патронате семьи (после возвращения ребенка).

СОП: помощь семье или наказание за неблагополучие?