Детский сад

Государственное учреждение образования

«Детский сад №45 г.Гомеля»

✨О нас пишут✨

«Они как инопланетяне,» — говорит о своих подопечных заведующая гомельским детским садом No45 Юлия Целуйко. Это лишь один из ярких эпитетов в разговоре о тонкостях дошкольного образования на фоне различных тенденций настоящего времени. Порой весьма спорных и не всегда здоровых.

— Юлия Петровна, почему «инопланетяне»?

— В голове у маленького человека целая вселенная. И этот космос доступен только ему. Когда ребенок трех-четырех лет начинает познавать мир, делая первые открытия, пытаясь самостоятельно рассуждать, — он как будто совершает путешествие на незнакомую планету. Ведь достаточного жизненного опыта еще нет. И вот здесь взрослый, — а в нашем случае это педагог, воспитатель, — должен бережно взять малыша за руку и путешествовать вместе с ним как партнер. С одной стороны, помогая ему на пути первых интеллектуальных свершений, а с другой, — пытаясь проникнуть в тайны его внутреннего мира. Тоже становясь своего рода первооткрывателем.

— Сегодня мы все чаще и все громче говорим о важности воспитания не только человека, но и гражданина. С чего начинать?

— С колыбельной, со сказки, рассказанной перед сном. Ведь для маленького человека все начинается в семье. С материнского тепла, с отцовской заботы. Любовь к своей стране берет начало в любви к малой родине. А она – в любви к своей семье, ее традициям. И многое зависит как раз от этих традиций.

— В вашем детском саду раз в неделю проходит день белорусского языка…

— Да. И начинается он с Государственного гимна Республики Беларусь. Дети старшей группы знают слова и потрясающе поют. Им известно, что это главная музыка страны, относиться к ней нужно с уважением, а потому и вести себя во время звучания белорусского гимна необходимо с особым достоинством.

А родители могут знакомить своих детей с государственной символикой начиная с раннего возраста. Не так уж сложно, к примеру, помочь ребенку запомнить цвета белорусского флага… Во время прогулки по городу, например. Посмотрите на здания государственных учреждений – везде есть флаг.

— Да, но формула «здоров, накормлен, одет, обут» — краеугольный камень в деле воспитания для большинства родителей. Пусть это точка зрения стороннего наблюдателя. Какая символика, если нет времени даже на сказку? После работы хочется отдохнуть, в выходные подольше поспать… Поэтому прогулка – это песочница во дворе. Можно ли их в этом упрекнуть?

— Модель воспитания родители выстраивают так, как считают нужным. Главное, чтобы у ребенка не было психофизических травм. Конечно, мы можем дать профессиональный совет. В нашем детском саду есть психолог, который поможет разобраться в сложной ситуации. Однако можно сколько угодно рассказывать о том, какая красивая у нас страна, — живая, настоящая, родная, — но каким будет эффект, если дома ребенок этого не услышит? Или, наоборот, услышит совсем другое?

Когда родители будут в одной связке с педагогом, тогда и результат будет наилучшим. Еще раз повторю: истоки всего в семье, в ее ценностях. И начинать нужно с себя, стараясь подавать ребенку только хороший пример. А у нас, к сожалению, все больше примеров эгоцентризма, когда кто-то думает, что ему все должны. И окружающие – лишь обслуживающий персонал: независимо от их социального статуса, положения в обществе и так далее… А ведь ребенок все копирует.

— К слову о семейных ценностях. Запад от них если не отказывается, то, потеряв счет гендерам, опускает ниже плинтуса. И вот когда этой пропагандистской требухой начинают насильно фаршировать детские души, мы понимаем, что там в погоне за призраком вселенского гуманизма здравый смысл давно сошел с дистанции …

— Конечно мы не можем игнорировать те процессы, которые происходят вокруг. Стремление быть не похожим на других, а походить на то, что противоречит общепринятым нормам, порождает хаос.

Незыблемость института семьи в ее традиционном понимании в нашей стране гарантирована государством. Мы не допускаем деформации представления о гендерной предрасположенности и в учебной программе дошкольного образования этому отводится необходимая роль.

К трем годам ребенок в полной мере осознает свою половую принадлежность. Начиная с этого возраста мы формируем его гендерную устойчивость, — акцентируя, в частности, внимание на прическе, одежде, игрушках, адекватном поведении… Мальчик – это мальчик. Он, соответственно своему полу, должен быть смелым, сильным, решительным. Беречь девочек, как рыцарь, ведь они слабее. А девочка – это девочка. Со свойственной ей аккуратностью и стремлением быть красивой.

Мы закладываем основы культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками, проецируя их на взаимоотношения в семье, где мама – это женщина, а отец – мужчина. И если в семье, где растет ребенок, здоровые отношения между родителями, педагогу легче справляться с этой задачей.

— Вы слово «педагог» всегда произносите с какой-то особой интонацией…

— Для меня большая честь и гордость быть педагогом. И очень жаль, что сегодня приходится говорить о проблеме недостаточного престижа этой профессии. Ведь педагог распахивает перед маленьким ребенком целый мир, вместе с ним стоит на пороге его будущих открытий… Маленькие дети – эти чистые души, чистые листики, попадают к художнику. Художник – это педагог. И рука, которая берет кисть, должна быть доброй, а краски – яркими…